Скандинавская ведьма
Илья Зайцев, автор «Русский репортер»

Новый способ борьбы с нарушителями правил дорожного движения изобрели работники ГИБДД Красноярска. Они почему-то решили, что во всем виноваты девушки. Особенно блондинки. И теперь регулярно мучают их пропагандистскими акциями

Девушка, дорогая, выворачивайте руль влево. Влево, а не вправо!» — почти кричит инструктор Вадим. Он объясняет Елене правила и способы парковки автомобиля. Она за рулем уже три года, но признается, что припарковаться для нее — задача почти невыполнимая. Если нужно втиснуть машину в узкую щель между двумя автомобилями, а мужа рядом нет, Елена спрашивает у него совета по телефону. Инструктор объясняет: вот здесь следует притормозить, взглянуть в зеркало заднего вида, почувствовать габариты автомобиля… Но Елена бросает руль: «Я не могу так быстро думать!»

Это не анекдот. Это публичная акция ГИБДД Красноярска. На минувшей неделе в центре города возле одного из гипермаркетов авто­инспекторы устроили показательный автодром для дам. Тема актуальная: в Красноярске парковочная катастрофа — город занимает второе место в России по количеству автомобилей на душу населения, а улицы узкие, парковок не хватает. А тут еще — девушки…

Инспектор по пропаганде полка ДПС Ксения Смоловус, вместо того чтобы проявить женскую солидарность, рассказывает, как женщины за рулем порой парализуют движение. Одна, например, недавно просто бросила автомобиль посереди улицы, потому, что «мужики не пропускали», а она очень торопилась в магазин. А потом удивлялась, за что ее розовый «марчик» увозят на эвакуаторе.

«Вадим, а можно я у вас отдельный урок возьму?» — спрашивает у инструктора Катя на красном «субару». Права у нее есть уже два года, но за руль села два месяца назад. Она говорит, что учиться в такой атмосфере невозможно: фоторепортеры мешают — приходится все время улыбаться.

Возле меня останавливается серебристый «вольво» представительского класса. Стекла сладострастно опускаются, а там… Валентина Федоровна с длинной сигаретой в мундштуке. Она тихим, томным голосом сначала выражается не совсем цензурно, а затем переходит к сути: «Этот инструктор — он ведь над девчонками просто издевается. Что это такое: “Дергай коробку сильнее! Дави! Выкручивай!”? Это же девушки, с ними нужно обращаться нежно. А то получается не мастер-класс, а порнография какая-то!» Валентина Федоровна трогает с места, проезжает метров двадцать и уходит за покупками, раскорячив свой «вольво» между двумя парковочными местами. В знак протеста, наверное.

В городе давно ехидничают, что гаишники не столько борются с проблемами на дорогах, сколько тащатся от собственного креатива. Вот недавно выпустили в свет «Свод правил дорожного движения для истинной леди», в виде розовой брошюры. В народе ее уже прозвали «ПДД для блондинок». Оказывается, 24 раздела официальных ПДД можно легко вместить в 10 пунктов. Таких, например: «Истинная леди всегда остановится у знака “Уступите дорогу”, даже если уступать придется мужчине»; «Истинная леди использует зеркало заднего вида исключительно для наблюдения за обстановкой на дороге, а не для наблюдения за своим внешним видом». Не хватает только еще одного, одиннадцатого правила, которое должно гласить: «Истинная леди не будет участвовать ни в каких мероприятиях, организованных по гендерному признаку».

Желающих научиться правильно ездить и, главное, правильно останавливаться оказалось не много. Улов гаишников-пропагандис­тов — 10 автолюбительниц. К тому же опыт вышел дорогостоящим: предоставленный на растерзание автомобиль не раз и не два приложился к соседним машинам и даже лишился бампера. Произошло это благодаря той самой девушке Лене, которая не умеет быстро думать: бросив руль, она наехала на преграду, получила оценку «неудовлетворительно», с видом победительницы вернулась в свою «тойоту» и отправилась применять полученные навыки вождения в городских условиях.

В ГИБДД обещают не поддаваться на разговорчики о мужском шовинизме и продолжать воевать с женским разгильдяйством на дорогах. В умах начальства уже зреет план очередной публичной акции. А тем временем журналисты одной из городских телекомпаний объявили собственную дорожно-воспитательную акцию: «Я паркуюсь, как олень!». Идея такая: съемочная группа выезжает в центр города и на все машины, оставленные в неположенном месте, лепит красочные наклейки с названием акции. Авторы уверены: это сработает. Ведь автомобиль еще и в утренний прайм-тайм покажут. И номер назовут. А в конце недели будут определены «почетные олени города». Жаль только, что на всех оленей и важенок (так биологи называют оленей женского рода) никакого эфира не хватит.